Abonează-te la podcastul „Sunt Bine” și lasă-ne o recomandare! 🌟



В 16 лет Ана-Мария, глядя в зеркало, видела только лишние килограммы. Уже несколько лет она страдает от своего внешнего вида — она казалась себе огромной, бесформенной, с целлюлитом, избегала любых своих отражений. Девушка очень стыдилась себя.

В сети Tumblr на картинках по хештегу #thinspiration, которыми она была одержима, девушки выглядели совсем иначе. Худющие, угловатые фигуры — именно так казалось Ане-Марии должны выглядеть девушки. В том числе и она.

Ана-Мария: «Мне казалось, что если я похудею, избавлюсь от всего лишнего, избыточного, никто не сможет использовать это оружие против меня. И если я буду худой — я стану непобедимой».

Слово «избавиться» она понимала буквально. Девушка до невозможности объедалась печеньем, хлебом с маслом или круассанами, а затем — провоцировала рвоту. Потом она перекусывала чем-то легким, и — ее охватывала эйфория. Весь этот процесс стал для нее обыденным ритуалом, и, в итоге — порочным кругом.

Ана-Мария: «Ты ешь, а потом тебе становится стыдно, охватывает паника, отчаяние, но самое сильное чувство — стыд, потому что ты не хочешь смотреть на себя в зеркало, и единственный выход — вызвать рвоту, чтобы очистить организм, а потом — можно повторить все это еще раз. Бывали периоды, когда я могла вырывать по пять, шесть, и даже семь раз в день».

Никто не знал об этом секрете Аны-Марии. Она действовала по своим жестким правилам: точное время приема пищи, продукты без особого запаха, есть их в определенном порядке. Рвоту вызывала, когда мамы не было дома, или ночью, в темноте. Чтобы не толстеть, Ана-Мария периодически принимала слабительное, до изнеможения занималась спортом или сильно ограничивала себя в еде. Но булимия  сгущалась темной тучей — завладела ее эмоциями, мыслями и решениями.

Ана-Мария: «В какой-то момент булимия стала самым важным персонажем в моей жизни, я закрылась в себе, потому что у меня не хватало энергии ни на что, кроме нее — она была важнее всего».

В подростковом возрасте у Аны-Марии было множество эпизодов нервной булимии — это нарушение пищевого поведения, характеризующееся перееданием, с последующем избавлением или очищением организма от съеденного. Происходит это с помощью рвоты, слабительных препаратов или изнурительных физических нагрузок. У людей с булимией искаженное представление о собственном теле, хотя у большинства из них нормальный вес, — говорится в диагностическом руководстве Американской психиатрической ассоциации.

Согласно американским исследованиям, в мире каждый десятый человек страдает нарушениями пищевого поведения, но нервная булимия встречается только у 3% людей. При расстройствах пищевого поведения, например, анорексии, булимии и компульсивном переедании самый высокий процент смертности среди всех других ментальных расстройств. Ана Никулаеш, психолог с опытом лечения людей с расстройствами пищевого поведения, рассказала нам об этом подробнее:

Ана Никулаеш: «Булимия — это расстройство пищевого поведения, при котором человек испытывает эмоциональный дискомфорт и компенсирует его едой. Страдающие булимией люди из-за нехватки уверенности, заботы и любви могут за один прием съесть до трех килограммов пищи».

И поскольку некоторые люди, страдающие булимией, вызывают у себя рвоту, это плохо влияет на их пищеварительную систему, — поясняет психолог.

Ана Никулаеш: «Если это происходит регулярно, несколько раз в неделю или каждый день, это сильно влияет на выделение желудочного сока, что, в свою очередь, вредит зубам. Со временем появляются язвы на пальцах, которые вводят в гортань и провоцируют рвоту. Кроме того, в перспективе все это чревато расшатыванием сердечно-сосудистой системы, пищеварительной и лимфатической».

Ане-Марии не удалось избежать последствий: у нее начали выпадать волосы, крошились зубы, прервался менструальный цикл, мучали головные боли, она чувствовала себя истощенной.

Ана-Мария: «Мое здоровье серьезно пошатнулось, но разве это имело значение? Важно было, что я больше не влезала в джинсы. Каждое утро я пыталась их надеть, и если удавалось легко застегнуть — ок, хорошее настроение было обеспечено на весь день».

Социальная жизнь Ана-Марии тоже изменилась. Прежде она хорошо училась, активно участвовала в школьной жизни. Но вдруг стала избегать вечеринок с одноклассниками, лицейских мероприятий и прогулок с друзьями.

Ана-Мария: «Булимия словно сковывает кандалами, ты чувствуешь себя некомфортно в своем теле. Мне не хотелось ходить на дискотеки, у меня все болело, я не чувствовала ничего, не хотелось танцевать, с кем-то общаться».

Мариана была ее близкой подругой, в школе они сидели за одной партой, и она знала, почему Ана-Мария часто пропускает занятия. Но Мариана хранила ее секрет, и робко пыталась помочь.

Мариана: «Я знала, что это не из-за лени или асоциальности, а потому что она переживала трудное время — она не могла принять себя и быть среди людей, пока не изменится ее самоощущение. Вопросы, разумеется, у меня возникали, как у близкой подруги… Но скажем… я прикрывала ее. Чтобы избежать молвы, чтобы она могла вернуться и продолжить учиться, когда сможет».

Ана-Мария: «Одноклассники посмеивались: «Анишоара приходит ко второму уроку, потому уходит и приходит через пару дней». В этом и вся суть истории. Мне все это было неинтересно, меня будто и не было там. Приходила в школу и не слышала, что мне говорили в классе, я думала лишь о том, что буду есть сегодня, завтра и как все это вырвать».

Все началось в шестом классе. Ана-Мария перестала ходить на уроки танцев и впервые в жизни прибавила в весе. Ей не нравилось, как она выглядела, она пыталась скрыть недостатки свободной одеждой, начала избегать зеркал. Чтобы похудеть, записалась в ближайший спортклуб. Ходила на большинство тренировок: зумба, велодорожка, делала упражнения на пресс, руки и бедра. Бросалась из крайности в крайность: то объедалась, то голодала. Однажды, съев много печенья, возникла идея — все это вырвать.

Ана-Мария: «Отчетливо помню тот май, когда однажды утром я почувствовала, что вот — нашла решение всех своих проблем. Боже, это казалось гениальным!»

Со временем рвота вошла в привычку. Искаженный режим питания обеспечивал ей желаемую цифру на весах, но заплатить за это пришлось здоровьем.

Ана-Мария: «Я вернулась 1 сентября в 7-й класс, весила я тогда 48 кг, у меня прекратились менструации, но я так гордилась собой, начала получать комплименты… Я даже подошла к мальчику, который мне нравился, и сказала: ок, посмотри на меня, пришло время меня полюбить. Но он отверг меня… Я была уверена, что если похудею, все мои проблемы решатся сами по себе. И в тот момент поняла: ладно, я буду есть, начала много есть и столько же вырывать.

Ана Никулаеш говорит, что булимия проявляется чаще у подростков, хотя она также встречала и взрослых, в том числе мужчин, с таким расстройством пищевого поведения. Психолог рассказывает о причинах этого:

Ана Никулаеш: «Потребность быть красивой, по сути, включает потребность быть оцененной, принятой — это  психологическая необходимость. Подростки, будучи в процессе физиологического, сексуального развития, переживают множество изменений, иногда из-за гормонального фона они могут прибавить в весе, если сравнивать с периодом, когда они были младше, но это естественный процесс, свойственный физическому развитию»

Спустя 2-3 года, а именно столько времени приступы булимии ей удавалось скрывать, Ана-Мария рассказала маме, что происходит. Лилия говорит, что это был шок.

Лилия: «Когда она мне рассказывала о том, что делала со своим телом, мне, как маме, было очень больно. Я просто на могла поверить, что она вытворяла это с собой, ее рвало потому что она хотела этого. Рвоту она провоцировала различными способами — о них она узнала в интернете».

В то время Лилия работала с утра до позднего вечера. После развода пришлось сосредоточиться на работе, чтобы ее единственная дочь ни в чем не нуждалась. Тогда о расстройствах пищевого поведения мало говорили, и Лилия не знала — что такое булимия.

Лилия: «Я понятия не имела, что существует такая проблема, была потрясена… Все время старалась проявлять к ней огромную любовь, не понимала — что могло случиться с ребенком, которого я так любила, что могло спровоцировать такую боль?»

После признания дочери, Лилия долго не могла поверить, что это правда. Она была уверена, что булимия — это часть подростковых фантазий, и умоляла дочь передумать и измениться.

Лилия: «Я помню, она часто говорила мне, что я ее не слышу, что я считаю это все выдумками, и не воспринимаю ее слова всерьез».

Мама переживала моменты абсолютного отчаяния:

Лилия: «Это было так — она ела и ела, а затем ждала момента, когда ее вырвет, и в такие моменты казалось, будто ее нет. Она ждала, когда я выйду из дома. Когда я уже знала обо всем, она превращалась в другую девочку. Я понимала, что она собиралась делать — ее словно не было там, она становилась похожа на каменную глыбу — застывшая, без единой эмоции. Я могла сказать ей, что угодно, даже сделать что угодно, она сидела и смотрела на меня, ни на что не реагируя».

Ана-Мария: «Мне очень жаль, что маме пришлось все это пережить. На протяжении многих-многих лет, как и любой родитель, она думала, что это ее вина, что она что-то упустила, что она не может мне помочь, хотя она участвовала во всем, и мы вместе прошли множество видов лечения».

Первым делом Лилия обратилась к психологу, но Ана-Мария почувствовала, что он ее не понимает.

Лилия: «Мы пытались пойти к другому специалисту, но как только подошли к двери — вернулись, потому что она категорически отказалась заходить. И она все время твердила мне: мама, только ты можешь мне помочь».

Лилия прибегала к разным методам. Заполняла холодильник полезными продуктами: овощами, фруктами, рыбой. Вместе с дочерью начала заниматься спортом. Появилась надежда, что здоровый образ жизни уменьшит количество булимических приступов.

Лилия: «Но она сама покупала себе в магазине то, что ей нравилось, и продолжала делать то, что делала».

Ана-Мария: «Если кто-то бросает курить или пить, он отказывается от этого своего наркотика, он просто бросает его. Мы же должны научиться каждый день видеть наш любимый наркотик, и при этом контролировать себя, организовать себя,  примириться, принять его».

Ана-Мария страдала булимией до 25 лет. Свои школьные годы и студенчество в Ораде она постоянно пыталась выстроить здоровые отношения с едой. На первом курсе университета достигла рекордного веса — почти 90 килограммов. Но в то же время понимала, что хочет справиться с проблемой. Постепенно ей передался спокойный ритм нового города. В общежитии она жила вместе с несколькими девочками, подружилась с ними. И, глядя на них, она училась более дружелюбно относится к еде. Один момент из студенческой жизни ей запомнился особенно хорошо.

Ана-Мария: «В душ мы ходили все вместе. И видеть столько тел разных девушек в какой-то степени успокаивало, потому что понимаешь, что все мы неидеальны, и это — нормально. Девушки не заморачивались, конечно — вот тут растяжки, или один, два, три лишних килограмма. Мне казалось абсолютным волшебством то, как им удавалось просыпаться, вставать утром, какими бы они ни были: красивыми, некрасивыми, немного располневшими, похудевшими, не знаю… Они просыпались утром, собирались на занятия, развлекались, и это мне очень помогало».

После окончания университета Ана-Мария уехала в Москву, где жили мама и ее новый муж. Там она нашла работу, которая ее очень увлекла, и открыла новую страницу в своих отношениях с мамой.

Лилия: «Последние три года у нас было много душевных разговоров, мы очень сблизились. Сейчас я намного спокойнее, потому что чувствую себя более зрелой личностью. Были десятки ситуаций, в которых она могла поступить так, как поступала обычно. Но у нее хватало смелости сказать — нет».

Ана-Мария: «Я долго не целовала и не обнимала маму, потому что булимии очень не нравилась моя мама. Вообще моя булимия ненавидела всех людей, которые любили меня. Ей не нужна любовь окружающих. В общем, о людях, которые говорили мне правильные слова, делились прекрасными мыслями и комплиментами, моя булимия заставляла меня думать так: нет, держись от них подальше…»

Со временем количество булимических эпизодов сократилось. День 1 апреля 2019 года в календаре отмечен красным. Ана-Мария почувствовала, что тогда она сделала первые шаги к истинному исцелению. С апреля 2020 года он больше не считает «чистые дни», то есть дни без рвоты, ведь их стало так много.

Ана-Мария: «У меня до сих пор нездоровое отношение к еде. Для меня это сильнейший наркотик, способ релаксации, источник удовольствия. Теперь важный для меня шаг — перестать заполнять пустоту едой».

Ана-Мария: Где мой список основных продуктов? Ладно, остаётся фасоль, нут, чечевица, конечно, чечевица.

Сидя с ноутбуком, Ана-Мария покупает еду в интернет-магазине. Заказывает по списку, чтобы ничего не забыть. Собирает в корзину каши, овощи, фрукты и на десерт — черный шоколад.

Ана-Мария: Ой, скидки на помидоры черри… Если их правильно сочетать, то можно избежать повышения кислотности, уже почти год с небольшим я довольно хорошо реагирую на помидоры. Да, давай и помидоры! И посмотрим, как отреагирует организм.

Ана-Мария чувствует себя намного лучше, но понимает, что борьба за здоровье — это постоянные усилия.

Ана-Мария: «Мне казалось, что если буду «чистой», у меня будут «чистые дни», то у меня вообще не будет проблем. Но нет! Возникает все больше и больше проблем, потому что пытаешься жить полной жизнью, взаимодействовать, быть активным, что-то преодолеть сегодня, а что-то — завтра, открыть для себя что-то новое…»

В отношении булимии Ана-Мария теперь категорична:

Ана-Мария: «И я могу сказать это девушкам, которые сейчас пытаются экспериментировать с такими играми: это не работает. Вот и все. Вы теряете время, теряете здоровье, и самое утомительное в булимии то, что все это не только не работает и создает дополнительные проблемы, но после этого придется долго восстанавливаться».

Лечение булимии может быть достаточно сложным, поскольку расстройства пищевого поведения сказываются на многих системах организма. Кроме того, они могут быть симптомами других ментальных проблем, включая депрессию и повышенную тревожность. Рекомендуется сочетать консультации по питанию и психотерапию, лекарства тоже могут помочь. Но исцеление не может быть гладким. Болезненные рецидивы — часть этого процесса, но они не являются поводом для отказа. И снова психолог Ана Никулаеш:

Ана Никулаеш: «Важно отметить, что речь не идет о лечении от булимии. Речь идет скорее о способности человека справляться с определенными приступами, когда он находится в ремиссии и раз в год может случиться приступ булимии — это излечимо. Когда возникают приступы, человеку очень важно понимать, что послужило причиной, какая эмоция, что заставляет его штурмовать холодильник, какие меры он может предпринять в этом направлении, чтобы управлять этими эмоциями. Фактически, что происходит, когда мы пытаемся заменить эмоциональное удовлетворение едой? Мы никогда и не испытаем эмоций, которые замещаем».

Сейчас Лилия по-прежнему живет в Москве с мужем. Работает педагогом в реабилитационном центре. По ее словам, если бы можно было повернуть время вспять, она бы больше настаивала на том, чтобы Ана-Мария воспользовалась помощью специалистов:

Лилия: «Может, это помогло бы, не знаю. Но думаю, я была бы настойчивее. Это был долгий путь, неприятный, временами очень болезненный».

Мариана говорит, что благодаря подруге, она переосмыслила все, что связано с расстройствами пищевого поведения:

Мариана: «Какие-то болезни сразу проявляются, какие-то нарушения заметны. Чтобы разглядеть другие — понадобится время, эти невидимые болезни сложно выявить, но их последствия очевидны».

Мариане 26 лет, она живет в Мюнхене, работает в международной финансовой консалтинговой компании. С теплотой она говорит, что их дружба с Ана-Марией по-прежнему крепка. Девушки звонят друг другу, пишут, обмениваются забавными картинками и фотографиями. Двенадцать лет назад, когда ее подруга страдала булимией, Мариана тоже была подростком. И не понимала, что нужно делать:

Мариана: «Оглядываясь назад, я поняла, что, вероятно, неправильно реагировала, мне нужно было бить тревогу, рассказать кому-то, по крайней мере, своей маме, потому что нам тогда было 13-14 лет — просто дети. А это была проблема, которая могла привести к серьезным последствиям».

Тем временем и в интернете многое изменилось. Появились онлайн-платформы, где люди, сталкивающиеся с проблемами ментального здоровья, могут найти полезную информацию и нужные ресурсы.

Ана-Мария: «Теперь, когда я захожу в Tumblr и ищу булимию, появляются также картинки, связанные с лечением, прекрасными мыслями, уважением к себе».

Ана-Мария все еще избегает зеркал. Но в своем теле чувствует себя намного лучше. Она нравится себе. Нравятся стройные ноги, сильные руки, длинные каштановые волосы, белые зубы. Ей нравится быть в порядке. Ана-Мария вернулась к своей былой страсти — танцам, это время она посвящает себе. Случайные движения под медленную музыку, теплую, как объятия, помогают ей чувствовать себя комфортно в своем теле.

Ана-Мария: «Мой приоритет — здоровье. Я поняла, что наше тело заслуживает внимания, заботы, любви. Я отмечаю то, что делает меня уникальной. Мое тело такое сильное. Оно было моим доверенным лицом и другом все это время. Я хочу заботиться о нем, потому что с его помощью я ощущаю жизнь».


Этот перевод создан при поддержке Швейцарского бюро по сотрудничеству в Республике Молдова. Выраженные мнения необязательно отражают точку зрения доноров.

Подкаст Sunt Bine — часть крупного проекта по продвижению ментального здоровья, который реализует молодёжная сеть равного обучения Y-PEER Moldova.

Comentarii