Abonează-te la podcastul „Sunt Bine” și lasă-ne o recomandare! 🌟



Три года назад, 16 декабря, на перекрестке улиц Штефана чел Маре и Александри в Кишиневе встретились два человека — Еуджениу и Кристина стояли в очереди к банкомату. Над ними нависало серое небо, ветер задувал под зимние куртки. Очередь казалось бесконечной, люди вокруг съеживались от холода.

Кристина: «Он посмотрел на меня, улыбнулся, слегка приблизился, представился. Я тоже. И начался разговор».

Еуджениу: «Таким был наш первый диалог:

 — Привет!

Кристина в ответ: Привет, разве мы знакомы?

— Нет, но можем познакомиться!».

Отогревая замерзшие руки в карманах, они направились в ближайшее кафе. Несколько часов оживленных разговоров и горячие напитки. Кристина узнала, что парень по профессии психиатр — специалист по аддикциям или зависимостям. Еуджениу выяснил, что девушка с милой улыбкой, которую он только что встретил, работает в одной из общественных медиа-организаций.

И оба они понимали, что влюбились.

Отношения развивались стремительно. Все вечера они проводили вместе, по выходным бывали в театрах и ресторанах. Говорили о музыке, кино и истории — это все было интересно обоим.

Кристина: «Мне было очень легко с ним общаться, я чувствовала себя комфортно, не приходилось притворяться кем-то другим. Я была настоящей».

Через несколько месяцев молодая пара приняла важное решение.

Еуджениу: «Мы уже работали, образование получили, строили карьеру, хотелось чего-то еще. Хотелось семью. Я понял, что Кристина тот человек, с которым мы сможем создать семью».

Следующим летом состоялась помолвка, молодые стали жить вместе, и с помощью родителей занялись подготовкой к свадьбе.

Золотая осень, 2018 год. Последние штрихи наряда жениха —  бутоньерка из цветов и галстук-бабочка. Невеста — в кружевном платье, фата изящно подчеркивает каштановые волосы.

Две сотни гостей собрались в кишиневском ресторане, чтобы отметить день, который останется в памяти молодых навсегда. Светлый декор и белые цветы в свадебном зале — там едва уместились многочисленные гости, веселились все и плясали до рассвета.

Под песню When You Tell Me That You Love Me в исполнении Хулио Иглесиаса и Долли Партон жених и невеста кружились в свадебном вальсе, скользили в облаках белого дыма. Гости кричали «горько», молодые не сопротивлялись.

Кристина: «Когда становится немного тоскливо, вспоминаем наш вальс. И пусть не совсем точны движения, но начало получается, и это очень приятный момент, который напоминает нам о том времени».

Свадьба была традиционной молдавской: большой, шумной и веселой. На свадебном видео заметно, что родители жениха и невесты очень растроганы. Отцу Еуджениу — Адриану, привыкшему к выступлениям перед студенческой аудиторией, в столь торжественный момент приходилось подбирать слова.

Адриан: «Я очень взволнован. Мы дождались этого вечера, этого момента, когда мой сын создает свою семью… Я очень рад, что он встретил Кристину, и что отныне она будет его женой».

Мама Кристины — Елена —  даже в праздничной ситуации четко расставляла приоритеты:

Елена: «Я желаю вам здоровья, больших достижений в жизни. Ребята, я жду от вас… Любите родину и народ. И… как можно больше внуков!»

После свадьбы жизнь молодой семьи вернулась в обычное русло. Работали, вечерами и в выходные заглядывали в гости к родителям, жили они неподалеку. Как-то в воскресенье в конце января, мама Кристины позвала их на ароматную заму, с курицей и лапшой. Всей семьей собрались за столом, не подозревая, что через пару дней жизнь их безвозвратно изменится.

Иллюстрация: Анна Григоровская

Кристина: «Это случилось в понедельник, ей стало плохо. К огромному моему сожалению, я собиралась позвонить ей утром, но убежала на работу — должно было быть заседание, одно-другое, подумала — позвоню после обеда… И вот около четырех часов позвонил папа и сказал: мама в больнице, ее готовят к операции»

У мамы случился сердечный приступ. Состояние было тяжелым, но стабильным. На второй день развилась кома.

Кристина: «Это был удар такой силы, что происходящее казалось нереальным, мой разум отказывался принимать все эти события, новости, воспринимать такую информацию».

Медики предупредили родных, что состояние Елены ухудшается.

Ближе к вечеру Еуджениу собрался к отцу — рассказать, что происходит.

Еуджениу: «Когда я зашел в дом, брат мой был на кухне, он думал, да и я тоже, что отец спит. Я вошел к папе в комнату, чтобы рассказать о возможной трагедии, о том, что теща моя вероятно умирает, и понял, что он мертв».

Отец умер в результате сердечного приступа. Ему было 54 года.

Кристина: «Помню то утро, когда уже знала, что свекр умер, я собралась в больницу к маме. Было около 9 утра, врачи позволили нам войти и увидеть маму. И это был последний раз, когда я видела ее живой. Через два часа ее не стало».

Буквально за сутки Кристина и Еуджениу потеряли отца и мать. Невыносимая боль, которую не выразить словами, не выплакать слезами — оставляет их потрясенными, безмолвными и беспомощными.

Елена вышла замуж довольно поздно, по меркам того времени. С самого начала пообещала себе, что у ее дочери будет спокойное счастливое детство в дружной семье. Когда у Кристины возникали проблемы в школе, мама всегда помогала.

Кристина: «В тот год, когда ее не стало, она собиралась в отпуск на свой день рождения — в Копенгаген. Все время говорила: «Так хочу поехать, так жду этой поездки». Но так и не дождалась».

Шоковое состояние, связанное со смертью мамы, Кристина не могла пережить, это длилось неделями. Она все меньше спала, все раньше вставала, постоянно была в напряжении, словно натянутая струна.

Кристина: «На похоронах я была совершенно оцепеневшей, в шоковом состоянии, и совсем не могла плакать. После этого еще долгое время не плакала, смогла выплакаться значительно позже. А плач означает, что организм начинает справляться, перерабатывать эти эмоции».

Скорбь — это реакция человека в ответ на утрату — человека или объекта, обладающего «сентиментальной ценностью», близкого сердцу, — говорит Жанна Кихай, старший консультант по ментальному здоровью в рамках проекта Mensana и координатор Национальной программы ментального здоровья. В предыдущем выпуске подкаста мы рассказывали о том, что преодоление горя и скорби очень индивидуальный, глубоко личный процесс, который каждый проживает по-своему.

Жанна Кихай: «Скорбь — это не диагноз, не проблема ментального здоровья, это состояние, можно сказать нормальное, которое мы переживаем, когда кого-то теряем».

Кристина пыталась переварить свои чувства, с головой погрузилась в работу. Но напряжение не спадало. В апреле ее самочувствие ухудшилось.

Кристина: «Как-то ночью, около полуночи, мне стало плохо, очень плохо, сильно болело в груди, мы вызвали скорую. Медики смотрели на меня удивленно, спрашивали: «Где болит? В грудной области, сердце?». Болело слева, они спросили сколько мне лет. Ответила — 30, 31 год».

Доктор, удивившись, решил вызвать кардиобригаду. Сердце Кристины продолжало колотиться.

Кристина: «Они провели несколько процедур, сделали капельницу и мне стало легче. Сказали пойти к врачу, выяснить, какие у меня проблемы со здоровьем, потому что проблемы были. В обычной ситуации такого бы не случилось».

У Кристины тогда произошел аритмический шок — следствие некоторых проблем со здоровьем, которые усугубились после смерти мамы. Жанна Кихай объясняет, как обычно реагирует на горе человеческий организм.

Жанна Кихай: Любое страдание, переживание страха, гнев мобилизует организм. Мы же реагируем не только умом, при мобилизации тела возникает мышечное напряжение, которое может привести к некоторому дискомфорту и даже боли. В случаях предрасположенности, могут обостриться давние заболевания. Обычно, в состоянии горя нет соматических проявлений, то есть физических, но бывает возникают какие-то болевые ощущения, которые сопровождают человека весь период скорби».

Еуджениу тоже охватила печаль. Его отец, университетский преподаватель, эпидемиолог, был для него наставником и авторитетом, умным и честным человеком, которого любили студенты.

Еуджениу: «Многие полагались на его опыт, сообразительность, студенты часто обращались к нему по различным вопросам, и получали дружеские советы».

Смерть опустошила его, Еуджен попытался восполнить пустоту интеллектуальной нагрузкой. Занялся интенсивным изучением английского, чтобы сдать экзамен TOEFL, и подготовкой документов на получение стипендии Humphrey по программе Fulbright.

Еуджениу: «Когда сосредоточен на работе, не думаешь о горе, которое одолевает тебя. Кроме того, этот болезненный период скорби лично мне помог преодолеть мой медицинский опыт».

Еуджениу понимал, насколько важно в этот период стараться вести здоровый образ жизни. Эксперт Жанна Кихай это подтверждает:

Жанна Кихай: «Не стоит страдать ночами напролет, даже если мучает бессонница, лучше делать что-нибудь, работать, гулять на свежем воздухе, есть здоровую пищу, не злоупотреблять сигаретами и алкоголем».

В марте 2019 семья получила хорошие новости — Еуджениу выиграл стипендию Fulbright. Им предстоял целый год жизни за океаном, вдали от мест, так сильно напоминающих о пережитом горе. В Соединенных Штатах оба почувствовали себя лучше. Никто их не спрашивал о трагедии, оставленной дома. Жизнь закрутилась вокруг учебы, путешествий и новых друзей.

Еуджениу: «Я хотел бы поделиться этими новыми ощущениями, переживаниями, впечатлениями об американской жизни с отцом, но, к сожалению, некому рассказать. Догадываюсь, он был бы доволен мной, тем, что у меня получилось».

Еуджениу и Кристина чувствовали, что их отношения стали крепче. В Вирджинии у них было время лучше узнать другу друга, и стать еще ближе.

Еуджениу: «В Соединенных Штатах мы были вдвоем, все друзья, родственники остались далеко, только я и она. Так мы и стали роднее друг другу».

Кристина: «Иногда я думала: Господи, если бы у нас не было отношений, когда я потеряла маму, наверное, было бы невозможно пережить это горе, потому что одновременное одиночество и потеря усиливают боль. Но мы были друг у друга».

Совсем скоро они узнали еще одну прекрасную новость, и их вновь ждут радикальные перемены.

Еуджениу: «Моя жена беременна! Это плод нашей любви, он еще не появился на свет, мы ждем его с радостью, знаем, что это сын. Назовем его Адрианом — в честь моего отца».


Подкаст Sunt Bine — часть крупного проекта по продвижению ментального здоровья, который реализует молодёжная сеть равного обучения Y-PEER Moldova.

Этот перевод создан при поддержке Швейцарского бюро по сотрудничеству в Республике Молдова. Выраженные мнения необязательно отражают точку зрения доноров.

Comentarii